На сентябрь у нашей редакции были большие планы: большой командой мы собирались в Новокузнецк, на выставку «Уголь России и Майнинг». Детально обсуждали с партнёрами будущую работу, ведь компании со всей России готовили стенды, оборудование для презентации, раздаточные материалы. Но пандемия опять подрезала крылья.
Вот уже полгода, как компании из добывающей отрасли (да и всех других тоже) лишились такого канала коммуникации, как выставки, конгрессы и конференции. Что показали эти шесть месяцев? Нужны ли индустрии выставки в привычном формате? Может быть, миру просто пора перебираться в онлайн?
Конечно же, о такой альтернативе все подумали сразу. И многие организаторы выставок оперативно переквалифицировались в организаторов вебинаров, так что полугодового молчания здесь не случилось. Очевидно, что онлайн-формат имеет свои преимущества: это дешевле, удобнее, временные затраты участникам тоже удалось существенно сократить.
То есть, вместо того чтобы оставлять производственный процесс, покупать билеты, бронировать гостиницу, специалисты просто надели рубашки, галстуки и домашние штаны, наушники, подключили приложение и обменялись всей необходимой информацией.
Так, может быть, переход в онлайн — это не пандемическая необходимость, а просто требование времени? А что: удобно, дешево, эффективно.
Любой кризис, любое нарушение привычного ритма жизни всегда оборачивается убытками для определённых отраслей — а для кого-то прибылью, конечно, иначе никак. А конгрессно-выставочная отрасль — целая индустрии, и она оказалась в числе тех, на кого пришёлся самый сильный удар.
Тревогу здесь забили ещё в самом начале коронавирусной истории — в марте. Компании отрасли оперативно направили на имя председателя правительства России Михаила Мишустина письмо с просьбами о помощи.
В этом документе сказано, что в 2020 году отменять и переносить пришлось около 300 мероприятий. Общее количество участников, которые лишились возможности участвовать, авторы письма оценили в 3 млн человек.
Ну а дальше пошло перечисление косвенных эффектов, которые, вообще-то тоже имеют место. Выставки и конгрессы, как пишут авторы письма, «составляют основу самого перспективного для страны вида делового туризма, наиболее доходного», привлекающего бизнес и инвестиции. Добавим к этому, что «кормятся» здесь и смежники, HoReCa, например.
Может быть, в столичных городах этот провал не слишком очевиден, но, если выставка идёт в населённых пунктах поменьше, спад легко зафиксировать. Тот же «Уголь России и Майнинг» проходит в Новокузнецке, и бывалые участники знают, что гостиницу нужно бронировать за несколько месяцев — иначе останешься без жилья. Стало быть, можно представить убытки компаний из «индустрии гостеприимства» из-за отмены мероприятия.
Кстати, не так много представители отрасли и просили. Речь в письме шла о мерах «временных и краткосрочных».
Подпись под документом поставил, в том числе, глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин, который уточнил, что поддержка — это льготный налоговый режим до тех пор, пока отрасль не восстановится. А в качестве иллюстрации тяжёлого положения выставочных компаний г-н Катырин привёл московский «Экспоцентр».
«Сегодня деятельность компании, в которой работает около 1,6 тыс. человек, которая заплатила в минувшем году 2,5 млрд рублей налогов и сборов, фактически остановлена. Но обязательства перед городским и федеральным бюджетами, перед фондами остаются», — подчеркнул глава ТПП.
«Любое участие в выставке — потенциальная возможность увеличить количество заказчиков, расширить круг знакомств в профессиональной сфере, заявить целевой аудитории о своих успехах и возможностях. Выставки и конференции позволяют поддерживать имидж, повысить узнаваемость бренда компании, а также, что немаловажно, познакомиться с продуктами и услугами конкурентов. Деловая программа зачастую также очень насыщена, позволяет узнать об инновациях, трендах.Отсутствие подобных мероприятий не лучшим образом отражается на развитии и продвижении компании. Конечно, выставки — это существенные траты, но их правильнее характеризовать как инвестиции, так что лишними их точно не назовешь», — отметил начальник отдела маркетинга ОАО «Уралмеханобр» Денис Шевченко, подчеркнув готовность компании вкладываться в выставочную отрасль.
Финансовую лакуну веб-мероприятия, понятное дело, не заполнят. А вот что с информационной стороной?
А вот здесь наиболее активные организаторы постарались создать платформы для того, чтобы общение специалистов всё-таки не прерывалось. Кое-что получилось, где-то даже лучше, чем в привычном очном формате.
Организаторы TECH MINING RUSSIA тоже увидели в новом формате новые возможности. В одной из сессий онлайн-конференций организаторов объединённый доклад сделали специалисты конструкторского бюро ОАО «БЕЛАЗ», управляющий директор «ВИСТ Майнинг технолоджи» и директор по цифровизации АО «СУЭК». Тема была общей — внедрение на СУЭКе роботизированных карьерных самосвалов БЕЛАЗ.
Не только организаторы, но и некоторые участники выставок, лишившись этого канала коммуникации, быстро сориентировались в ситуации и организовали альтернативные мероприятия. Так, на конец сентября Sandvik запланировала онлайн-выставку «Инновации в горнодобывающей промышленности».
В компании говорят, что эта выставка будет максимально приближена к офлайн-формату: например, гости смогут «прогуляться» по виртуальным стендам различных продуктовых направлений, пообщаться тет-а-тет с представителями компании и коллегами-профессионалами.
А ещё принять участие в виртуальном туре по центру инновационных разработок в области перфораторов в г. Тампере (Финляндия) и тестовой шахте. Ну скажите, на какой ещё выставке это возможно?
Правда, на пустом месте никаких конференций состояться не могло. Со стороны кажется, чего уж проще: сообщили всем участникам, куда и когда подключаться, и всё — дело сделано. Но нет, всё не так просто. Хотя бы по-человечески непросто подстроиться под новые реалии.
Дальнейшие перспективы работы были туманны в связи с неопределённостью. Необходимо было найти альтернативу на период пандемии для получения тех же результатов, которые дают офлайн-мероприятия, но которые сейчас и в ближайшее время будут недоступны», — рассказывает Оксана Федосеева.
Да и технический вопрос не такой простой. В «Восток Капитал» рассказали, что, как оказалось, ни одна из существующих платформ под нужды вебинара не подходит.
Нужно было создавать что-то специализированное, вот только вся команда, и IT-специалисты тоже, работают удалённо — ещё одна трудность. Организатором понадобилось 2,5 месяца упорной работы и два десятка «айтишников», чтобы всё заработало как надо.
А вот участники к таким мероприятиям обычно присоединялись довольно активно. Да, поначалу, говорят организаторы, был некоторый скептический настрой, однако скоро горняки, производители оборудования и решений, геологи и другие спикеры «втянулись».
«Можно констатировать, что общение онлайн уже стало нормой. И это произошло не в текущем году. Привычки удалённого взаимодействия вошли в нашу жизнь при личных и деловых контактах, покупках, отношениях с государственными органами, банками», — отметил Председатель Комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, генеральный директор ОАО «Красцветмет» Михаил Дягилев, постоянный эксперт Геовебинаров.
Кстати, отмечу состав участников: было много особенных специалистов, которые не могут в обычном режиме посетить офлайн мероприятия. Поскольку встречи были подготовлены и продуманы заранее, они тоже оказались весьма эффективными», — поделился директор по развитию Indusoft Эрнест Cюч (принимал участие в онлайн-конференциях «Восток Капитал»).
«Восток Капитал» пригласил нас участвовать в вебинаре, предложением мы заинтересовались. Достаточно необычный формат, но впечатления остались хорошие. Прежде всего из плюсов могу назвать экономию времени, нет необходимости отрываться от текущей работы, мероприятие даёт возможность пообщаться с людьми более плотно, один на один, полностью погружаясь в беседу, не отвлекаясь.Возможность посетить предприятия удалённо, онлайн — хорошая идея. Наша компания установила новые контакты с предприятиями, с которыми мы прежде связи не имели, было организовано много встреч, наши ожидания и затраты вполне оправдались. В дальнейшем были бы не против принимать участие в мероприятиях в этом формате«, — отметил генеральный директор FlexControls Леонид Краевский.
«Эксперты нашей компании приняли участие в специализированных профильных онлайн-конференциях, кроме того, мы сами уже провели две серии обучающих вебинаров по темам автоматизации, оптимизации сервисного обслуживания и компонентов для горной техники, записи с которых опубликованы на нашем вебсайте. Плюсы онлайн-формата заключаются в его доступности для участников из самых отдалённых мест.Также сказывается отсутствие нетворкинга и возможности очного общения», — рассказала директор по маркетингу и бизнес-аналитике по СНГ, Sandvik Mining and Rock Technology Оксана Громова.
«Я вижу, что спикеры открыты к любым предложениям и нашу инициативу воспринимают с воодушевлением. Мы вместе создаем хороший, профессиональный продукт, который вызывает интерес у аудитории», — говорит руководитель выставки «Рудник Урала» Елена Крайнова.
Да и к тому же вспомните, в каких условиях жил бизнес в момент организации первых вебинаров — в апреле-мае, когда мир пребывал в некотором информационном вакууме. Наша редакция тоже принимала участие в онлайн-мероприятиях, и принимала с удовольствием: очень важно было услышать объективную информацию, получить её напрямую от специалистов.
«Спикеры уже привыкли к этому формату, мы не заметили проблем, отказов из-за того, что выступать придется онлайн, у нас не было. Все понимают, что это требование времени, работа всё равно идет, никто не сидит и не ждёт окончания эпидемии сложа руки. А раз идут разработки, нужно их внедрять, представлять, рассказывать о них.Перед каждой сессией накануне мы проводим пробное подключение со всеми спикерами, чтобы убедится, что оборудование работает как должно, камера и микрофон в порядке, показываем, как демонстрировать презентации», — уверена Наталья Тищенко.
Но вот что важно: опрошенные нами организаторы и участники совершенно не воспринимают вебинары как альтернативу привычным конференциям и выставкам. Сохранить контакты, привычный режим общения, интерес к проектам — это да, но онлайн точно не заменит личные встречи.
«Как остался театр, несмотря на появление кинематографа, телевидения и стриминга, так и несмотря на растущую долю онлайн-аудитории, останутся традиционные конференции. Но они окончательно превратятся в гибридные, то есть часть людей будет принимать участие удаленно. Ценность для офлайн-участников сохранится в многосторонних переговорных площадках», — считает Михаил Дягилев.
«Для нас цель любого бизнес-мероприятия — налаживание отношений. В онлайн-формате есть безусловные преимущества: отсутствие географических, временных границ, простота и удобство коммуникаций. И мы видим высокий интерес слушателей и ценность этого формата: люди из разных уголков страны, и даже других стран, присоединяются к трансляциям, активно задают вопросы. Это, безусловно, в том числе, подогревает интерес к офлайн-проекту.Но то взаимопонимание, которого люди могут достигнуть при личной офлайн-встрече, все равно достигнуть сложно — на установление по-настоящему доверительных отношений влияет много факторов, которые онлайн невозможно достичь», — рассуждает Елена Крайнова.
«Как только эпидемиологическая ситуация стабилизируется и выставочные центры смогут без ограничений размещать участников и принимать гостей, мы рассмотрим участие в традиционных для нашей отрасли мероприятиях. Однако мы полагаем, что формат онлайн-выставок уже прижился и займёт отдельное место среди привычных нам площадок для обмена опытом», — считают в Sandvik.
«Безусловно, после окончания ограничительных мер „Уралмеханобр“ будет стремиться участвовать в профильных выставках и конференциях, ведь ничто не заменит живое общение и обмен опытом с коллегами. Ранее мы регулярно принимали участие в профильных выставках и надеемся, что в 2021 году будем по-прежнему выступать в качестве экспонентов, докладчиков и посетителей крупнейших мероприятий страны и мира», — солидарен Денис Шевченко.
Плюсов у онлайн-сессий много, минус в том, что онлайн-общение — это всё-таки не живая коммуникация, где работает не только информация. Личный контакт предпочтительнее. Поэтому с нетерпением ждём снятия ограничений на проведение мероприятий и планируем собственные», — говорит Наталья Тищенко.
dprom.online