Авторизация
На главную
EXPOCLUB.ru   
Всего в базе: 9570 мероприятий

EXPOCLUB.ru —
международный
выставочный портал

Экспотемы

Приоритеты развития выставочно-ярмарочной деятельности

Приоритеты развития выставочно-ярмарочной деятельности

02.12.2014

Реализация Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (ВЯиКД) в РФ требует, в частности, совершенствования действующих нормативных правовых актов в области таможенного законодательства.

Этот и другие актуальные вопросы выставочной сферы были рассмотрены и нашли свое отражение в решениях по итогам очередного заседания президиума правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Международный опыт нормативного правового обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности свидетельствует о целесообразности внесения изменений и дополнений в действующее таможенное законодательство и нормативные правовые акты Таможенного союза и России, регулирующие ВЯиКД.

Изменившиеся экономические реалии требуют предоставления права крупным выставочным центрам (операторам) и (или) организациям, ими уполномоченным (таможенным представителям, владельцам складов временного хранения), осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации в рамках ст. 178 и 197 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также предоставления им права получения статуса уполномоченного экономического оператора.

По размеру выставочной инфраструктуры Россия находится на девятом месте в мире с общей закрытой выставочной площадью в 0,78 млн кв. м (что составляет 2,3% от мирового показателя).

В Российской Федерации по количеству выставочных площадей лидирует Москва, где сосредоточено около 62% общего объема площадей, на втором месте находится Санкт-Петербург — 11%, на долю остальных регионов России приходится около 27% выставочных площадей.

С 2007 года произошло удвоение числа региональных выставочных центров. В настоящее время в России создано и работает 50 выставочных комплексов общей закрытой выставочной площадью более 780 тыс. кв. м (для сравнения, в Германии функционирует 22 выставочных комплекса общей площадью 2,75 млн кв.м).

За последние пять лет введено в эксплуатацию семь новых выставочных комплексов. В их числе: МВДЦ «Сибирь» (г. Красноярск), ГУП «Москва» на ВВЦ, КБЦ «ПетроКонгресс» (г. Санкт-Петербург), ЦМТ (г. Краснодар), «Новосибирск-Экспоцентр» (г. Новосибирск), «Екатеринбург-Экспо» (г. Екатеринбург), «Кузбасская ярмарка» (г. Новокузнецк).

Восемь комплексов созданы с участием торгово-промышленных палат (ТПП Российской Федерации — ЦВК «Экспоцентр» и ОАО «ЦМТ», Белгородская ТПП — ООО «Белэкспоцентр», ТПП Республики Мордовия — ООО «Мордовэкспоцентр», Краснодарская ТПП — ЦМТ в г. Краснодаре, а также с участием Вятской, Иркутской и ТПП Республики Коми).

Однако, несмотря на увеличение, выставочная площадь в России составляет 2,3% от мировой выставочной площади. В США этот показатель достигает 21%, в Китае — 15%, Германии — 10%, затем с разрывом в 1% идут Италия, Франция и Испания (7, 6 и 5% соответственно).

В Российской Федерации обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями явно недостаточна. В ходе проведенной работы со всеми региональными администрациями ТПП России были собраны конкретные предложения по строительству новых и реконструкции уже имеющихся в субъектах РФ объектов выставочно-ярмарочной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). Более половины регионов подтвердили свою заинтересованность в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, отмечая при этом важность создания оптимизированной материально-технической базы, соответствующей всем мировым стандартам.

Другое приоритетное направление, которое отражено в Концепции, — использование в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности механизмов и разнообразных форм ГЧП.

Сейчас в ГД РФ проходит второе чтение проекта федерального закона «О государственно-частном партнерстве». Ожидается, что документ будет принят до конца декабря. Закон должен дать определенный толчок развитию выставочно-конгрессной отрасли.

В последнее время обостряется существующая проблема налогообложения земельных участков, находящихся под выставочными комплексами Москвы, в связи с решением правительства Москвы увеличить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих выставочным центрам на праве аренды, что влечет за собой существенное увеличение размера арендной платы за земельные участки.

Учитывая, что размер арендной платы за землю, так же как и налога на имущество организаций зависит непосредственно от вида разрешенного использования земельных участков, приемлемым вариантом для решения существующей проблемы мог бы стать один из следующих: изменить вид разрешенного использования земельного участка на «объекты размещения зрелищных организаций» либо определить новый вид разрешенного использования, например «объекты размещения выставочных и конгрессных организаций», и перевести выставочные комплексы на данный вид разрешенного использования. Соответствующее обращение ТПП России направлено в адрес правительства Москвы.

Представители российского выставочного сообщества неоднократно указывали на то, что установленные законодательством о государственных закупках подходы не учитывают специфики организации выставок за границей. В качестве основных недостатков, с точки зрения специалистов выставочной отрасли, выделялись следующие:

— основным критерием для выбора победителя конкурса является цена, а таким критериям, как качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, придается второстепенное значение;

— при формировании конкурсных комиссий в их состав не включались специалисты отрасли.

К сожалению, в новом Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 1 января 2014 года, предложения о порядке формирования конкурсных комиссий для организации выставок учтены не были (ст. 39).

Что касается определения размера критериев, учитываемых при решении вопроса о заключении контракта, то данный вопрос отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации.

Таким образом, целесообразно, чтобы Правительство РФ:

— рекомендовало федеральным органам исполнительной власти в тех случаях, когда они выступают в качестве государственного заказчика при отборе операторов российских экспозиций на выставках за рубежом, проводимых с частичным финансированием из средств федерального бюджета, включать в состав конкурсных комиссий помимо ответственных сотрудников министерства, ведущего проект, также представителей других заинтересованных министерств и ведомств, ТПП РФ, РСВЯ и отраслевых объединений;

— рассмотрело вопрос об усилении роли критерия «Качество и квалификация участника конкурса» при оценке заявок на право организации российских экспозиций с частичным бюджетным финансированием. Необходимо, чтобы государственный заказчик при определении выставочного оператора исходил из необходимости наиболее адекватного соотношения «цена — качество», то есть устанавливал значение такого критерия оценки, как квалификация участника, — от 45 до 50%.

Требует изменения порядок финансирования подготовки российских дотационных выставок за границей, а именно регламентация авансовых платежей в размере от 60 до 70%.

Важное место в области ВЯиКД занимает системное информационное обеспечение производителей и поставщиков товаров и услуг — действующих и потенциальных участников и посетителей выставок по широкому спектру вопросов, связанных с выставочными и конгрессными мероприятиями.

Такое информационное обеспечение подразумевает разработку общероссийской информационной системы, обеспечивающей учет выставочных и конгрессных мероприятий, предоставление необходимых сведений о мероприятиях и их организаторах, сроках и месте их проведения, а также о материально-технической базе и инфраструктуре ВЯиКД.

Функционирование информационной системы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации может обеспечиваться:

— информационными ресурсами ТПП РФ и ее зарубежных представительств;

— едиными телекоммуникационными комплексами представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;

— информационными возможностями межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров;

— информационными возможностями федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, Минэкономразвития России и другими федеральными органами исполнительной власти).

Оптимальной организационной структурой и развитыми компетенциями для разработки, наполнения и обеспечения функционирования общероссийской информационной системы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности располагает ТПП РФ.

С 2003 года ТПП РФ оказывает организационно-информационную поддержку выставочно-ярмарочным и конгрессным мероприятиям, проводимым в интересах развития и повышения эффективности экономики Российской Федерации.

Целью поддержки является содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежные рынки посредством поддержки отдельных мероприятий.

Поддерживается участие российских производителей товаров и услуг в экономически и социально значимых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, способствующих развитию экономического потенциала России и отдельных регионов.

За последнее пятилетие ежегодно при организационно-информационной поддержке ТПП РФ проводится около 150 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий (в предыдущее пятилетие — около 120). Порядка 50% мероприятий приходится на регионы России, 50% — на Москву.

Среди организаций, подающих заявки на организационно-информационную поддержку, определенное место занимают торгово-промышленные палаты — на них приходится 30–40 мероприятий плана, что составляет 20–25%.

Успешная реализация выставочных проектов, их уровень и масштаб во многом зависят от взаимодействия выставочных организаций с отраслевыми и профессиональными союзами и ассоциациями.

Официальная поддержка выставочного мероприятия отраслевыми объединениями влияет на его статус и подчеркивает специализацию и значимость выставки.

В числе приоритетных направлений развития ВЯиКД — организация системы профессиональной подготовки выставочных кадров и стимулирование развития научных исследований в сфере ВЯиКД.

Согласно положениям (регламентам) о министерствахдевять федеральных министерств имеют полномочия организовывать конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности министерства. В то же время у 12 из 21 федерального министерства в Российской Федерации в положении (регламенте) о министерстве ВЯиКД не упоминается.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по поддержке выставочной и ярмарочной деятельности.

С целью обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок

2 декабря 2008 года приказом Минпромторга России была образована Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности. Персональный состав комиссии формируется из представителей ряда министерств Российской Федерации.

Основными задачами комиссии являются:

— координация действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности;

— содействие продвижению отечественных товаров, наукоемких технологий и образовательных услуг на внешние и внутренние рынки товаров и услуг;

— совершенствование нормативно-правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации;

— контроль за рациональным использованием федеральных средств, выделяемых на финансирование подготовки и проведения экспозиций Российской Федерации на общеотраслевых и специализированных всемирных, международных, национальных выставках и ярмарках, проводимых за рубежом, и др.

На практике работа комиссии сконцентрирована главным образом на вопросах формирования перечня зарубежных выставок с господдержкой. Необходимо повысить роль Межведомственной комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности не только с точки зрения распределения бюджетных ассигнований, но и с точки зрения оценки эффективности участия отечественных компаний в зарубежных выставочных проектах по линии различных министерств и ведомств. Требуется целенаправленная работа и по другим направлениям, обозначенным в положении о комиссии.

ТПП РФ выработала следующие предложения по организации работы над Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации:

— обеспечить координацию деятельности торгово-промышленных палат, союзов и объединений предпринимателей по выполнению плана мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации;

— рекомендовать торгово-промышленным палатам во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, разработке и утверждении региональных программ развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности;

— рекомендовать Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности рассматривать ход выполнения плана мероприятий по реализации Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации в числе приоритетных направлений ее деятельности;

— предусмотреть в рамках деловой программы Международного форума выставочной индустрии 5р EXPO-2015 обсуждение задач и программ, связанных с реализацией Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, с широким участием федеральных органов исполнительной власти, регионов, союзов и объединений предпринимателей, представителей выставочной индустрии;

— обеспечить мониторинг выполнения плана мероприятий по реализации Концепции и при необходимости вносить соответствующие предложения.

Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ

АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
ПОКАЗАТЬ ВСЕ


Вернуться назад