Сегодня в ТПП РФ состоится Конференция на тему «Значение выставочно-ярмарочной деятельности и перспективы развития отраслей промышленности в текущих экономических условиях».
В мероприятии примут участие представители Совета Федерации ФС РФ, Государственной Думы ФС РФ, Федеральных органов государственной власти РФ, Фонда развития промышленности, общественных организаций, таких как: ТПП РФ, РСПП, «ОПОРА России», «Деловая Россия», отраслевых союзов, объединений, ассоциаций и выставочного сообщества.
Основными вопросами для обсуждения станут роль отраслевых выставок в продвижении отечественных товаров и услуг на внутренние и внешние рынки; правовые основы организации отраслевых выставок; взаимодействие государства, общественных и отраслевых союзов и ассоциаций в вопросах проведения и организации выставок и ярмарок.
Итоги первого полугодия 2015 года в выставочной сфере свидетельствуют о том, что выставочная площадь нетто мероприятий сократилась за этот период на 15%, число участников снизилось тоже на 15%, при этом иностранных — на 23%, отечественных — на 15%.
О негативных тенденциях свидетельствуют и результаты деятельности территориальных торгово-промышленных палат в части предоставления выставочно-ярмарочных услуг.
Причины такого положения дел понятны. Санкционное давление, снижение цен на нефть, девальвация рубля и как следствие ослабление банковского сектора, хроническое снижение инвестиций в основной капитал и производственные мощности — все это сказалось на предпринимательской активности.
В 2015 году существенно снизились бюджеты отечественных компаний на маркетинговую и, в первую очередь, выставочную деятельность, что привело к сокращению числа экспонентов традиционно проводимых выставочных мероприятий.
Уменьшилось количество участников выставок, приезжающих из соседних регионов. Многие компании, работая в условиях сокращенных бюджетов, проводят политику экономии на накладных и командировочных расходах.
Отдельные мероприятия полностью были исключены из выставочных программ. Как пример, автомобильная выставка, проводимая выставочным центром «Вятка-Экспо». В условиях
Складывающаяся ситуация в выставочной сфере требует тщательного анализа и выработки конкретных мер. В настоящее время ставка должна быть сделана на поддержку и поступательное развитие выставочной деятельности. По опыту многих стран именно выставки, в качестве составляющей сферы услуг, могут сыграть заметную роль и выступить определенным локомотивом для многих отраслей промышленности.
Ключевая роль здесь принадлежит отраслевым союзам и объединениям предпринимателей. Именно они выступают и в качестве организаторов и, опираясь на свою членскую базу, в качестве участников отраслевых смотров.
Профильные ассоциации, оценивая роль и значение выставочной деятельности в решении отраслевых задач, активизируют сотрудничество с выставочными компаниями. В 2014 г. 337 выставок, проводимых членами РСВЯ, получили поддержку отраслевых союзов, в 2013 г. таких выставок было лишь 283.
В перспективном плане серьезная работа предстоит по разработке федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации», — тема, обозначенная в утвержденной Правительством концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности.
Закон должен определить принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного рынка, регулировать отношения потребителей выставочных услуг, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочно-ярмарочного бизнеса.
Он должен быть направлен на дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, на формирование этой деятельности как современной отрасли, содействующей устойчивому социально-экономическому и инновационному развитию экономики.
Анализируя нынешнюю ситуацию в условиях нестабильного рынка, представляется своевременным и необходимым:
— разработать комплекс мер по оказанию поддержки в организации выставок, обмену опытом. ТПП РФ планирует оказать содействие территориальным палатам в освоении новых сегментов выставочного рынка, в том числе используя ресурсы Фонда развития палат;
— подготовить предложения по использованию виртуальных выставок в качестве наименее затратного для товаропроизводителей средства продвижения товаров и услуг;
— проанализировать действующие выставочные программы с точки зрения поиска новых перспективных тематик;
— активнее взаимодействовать с региональными структурами, располагающими ресурсами для финансирования мероприятий, а также оказания бюджетной поддержки участникам выставок.
Департамент выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности ТПП РФ
ТПП-Информ