В 2021 году АО «Ростерминалуголь» отметит юбилей — 25 лет успешного роста. В самом начале пути, в середине 90‑х годов прошлого века, при строительстве нового терминала в порту Усть-Луга была сделана ставка на специализацию — перевалку угольной продукции с железнодорожного на морской транспорт. Два с половиной десятилетия доказали высокую бизнес-эффективность этого подхода, помноженного на лучшие мировые природосберегающие технологии — закрытые комплексы вагоноопрокидывателей, крытые конвейерные линии, системы пылеподавления с водным орошением складов и «сухим» туманом. Сегодня специализированный угольный терминал АО «Ростерминалуголь» ежегодно переваливает 25 млн тонн угля, оставаясь самым крупным, современным и экологически безопасным в европейской части России. Комплекс работает с соблюдением жестких экологических норм, что подтверждено международными сертификатами ISO. Очевидно, что достичь такого задела по пропускной способности без использования наилучших доступных технологий и постоянной многолетней модернизации высокотехнологичного оборудования невозможно.
Использование передовой техники, высокий уровень автоматизации и цифровизации терминала могут служить позитивным примером для участников рынка. Стивидорное предприятие оснащено лучшим современным оборудованием для высокотехнологичной — с помощью закрытой технологии — перевалки угля. Здесь используются стакеры-реклаймеры, крытые комплексы вагоноопрокидывателей, конвейерных линий и пересыпных станций, трансбордеров и судопогрузочных машин.
Операции на всех участках терминала полностью автоматизированы и контролируются всего несколькими сотрудниками в центральной диспетчерской. Также централизован и мониторинг состояния всего оборудования, вплоть до диагностики таких маленьких деталей, как лампочки и предохранители.
Координация взаимодействия с сортировочной станцией «Лужская» (РЖД) доведена до уровня, при котором исключен бумажный документооборот в процессах подачи, разгрузки и отправки вагонов на угольном терминале.
Вагоны встают под разгрузку на терминале и возвращаются обратно на станцию с точностью пассажирских поездов. Благодаря современному перегрузочному оборудованию, использованию инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, а также тесному сотрудничеству с ОАО «Российские железные дороги» терминал ежедневно способен выгружать свыше 80 тыс. тонн угля. Применение на этапе выгрузки двух закрытых тандемных вагоноопрокидывателей позволяет дать 100‑процентную гарантию бережного обслуживания подвижного состава и стабильно низкого времени оборота вагонов.
В 2018 году в рамках программы технического переоснащения АО «Ростерминалуголь» провело замену тандемного вагоноопрокидывателя № 1 (ВО‑1). Инвестиции в проект превысили 500 млн руб. Новое оборудование грузоподъемностью 220 тонн рассчитано на одновременную обработку двух инновационных вагонов, в том числе с нагрузкой 27 тонн на ось. ВО‑1 оснащен усиленным боковым оттягивателем — специальным механизмом для перемещения до 54 груженых вагонов.
В 2019 году наилучшие доступные технологии, используемые терминалом, были представлены на совместной экспозиции АО «Ростерминалуголь» и АО «Восточный Порт» в рамках XIII международной выставки «Транспорт России», которая прошла в комплексе «Гостиный двор» в Москве. На стенде в 3D-формате демонстрировалась работа оборудования по разгрузке вагонов и системы пылеподавления на складах стивидорных предприятий. По итогам выставки стенд АО «Ростерминалуголь» и АО «Восточный Порт» был признан самым инновационным.
Еще в 2018 году сильный спрос и высокая маржа подталкивали стивидоров к быстрым решениям перепрофилировать свои универсальные площадки под неэффективные и экологически спорные методы грейферной перевалки. Спустя год российские компании столкнулись с серьезным падением на европейском рынке угля.
Угольная рецессия 2019 года ставит перед портовыми компаниями Северо-Запада РФ вопросы о рентабельности бизнеса. В условиях усиливающейся конкуренции на первый план выходят наилучшие доступные технологии и инновации, которые становятся ключевым конкурентным преимуществом в борьбе за рентабельность и долгосрочные контракты. Современное оборудование, автоматизация и цифровизация производственных процессов, электронный документооборот с железной дорогой и морскими перевозчиками, безупречное отношение к окружающей среде — те факторы, которые позволяют существенно ускорить процесс перевалки, а также снизить ее себестоимость.
Эти факторы в условиях сжимающегося рынка экспорта отечественного угля играют в пользу специализированных терминалов.
profile.ru