Авторизация
На главную
EXPOCLUB.ru   
Всего в базе: 9576 мероприятий

EXPOCLUB.ru —
международный
выставочный портал

Новости

Рижский пир во время пандемии: вирус вирусом, а обед по расп...

Рижский пир во время пандемии: вирус вирусом, а обед по расписанию

21.09.2020

l1.jpg

Очередная, уже 24-я международная отраслевая выставка Riga Food доказала факт оживления производства и торговли на глобальном рынке и в частности в Латвии, хотя количество участников по сравнению с прошлым годом сократилось на треть. В этот раз 450 компаний из 25 стран мира представили на выставочных стендах свои товары и услуги.

Кричаще яркие желтые знаки: социальная дистанция между посетителями не менее двух метров и антивирусное правило, что в павильоне может находиться не более 2500 человек, включая посетителей и участников – с этой новой реальностью выставочного бизнеса компания ВТ1 столкнулась впервые. Почти весь сезон весна-лето выставки и конференции на Кипсале пришлось отменить в связи с чрезвычайной эпидемиологической ситуацией. Но этот крупнейший в регионе выставочный бизнес остался на плаву и сейчас готовится к проведению очередной выставки Medbaltica, которая состоится 17-18 сентября.

Экспорт в 150 стран

"Мы же не государственная, мы частная компания, режим ЧС в связи с пандемией Covid-19 нанес нам ущерб с огромной недополученной прибылью: в прошлом году на этой выставке было 700 компаний, в этом 450 участников. Но мы платили все налоги, по прошлому году это более 300 тысяч евро, и я получил компенсацию от государства за простои выставок ВТ1 и аренду соседнего павильона. У нас 105 работников, они также в связи с простоями получили возмещение – около 700 евро на человека в месяц. И все же треть клиентов, к сожалению, не смогли приехать", – говорит председатель правления ВТ1 Виестурс Тиле.

На церемонии открытии выставки послы стран-участников, журналисты и предприниматели сидели на стульях, расставленных через пару метров друг от друга. Все эти новые формальности, конечно, мелочь, несравнимая с проблемами бизнеса. По словам министра земледелия Каспарса Герхардса, "вопросы и вызовы есть сегодня во всей цепи отрасли от производителей и переработчиков до ритейлеров, но эта выставка стала местом, показывающим, что есть хорошего, как можно сделать лучше и как работать вместе. В год Латвия экспортирует продукцию сельского хозяйства в 150 стран, в период трудностей сейчас многое зависит от наших партнеров за границей. Мы шаг за шагом работали с Японией, и национальный стенд этой страны тоже здесь. На этой выставке собрались те, кто готов работать и кто несет в будущее имя Латвии!" – гордо сказал глава минземледелия. Ну как тут не согласиться?

На выставке было 10 национальных стендов, и тут первым номером стала экспозиция Японии – стильная и яркая, с местными широкоглазыми девушками в одежде гейш, сандалиях-гэта и кимоно, однако при этом в стиле минимализма. С торжественными речами к собравшимся обратились полномочный посол Японии в Латвии Ясухиро Кавагучи, а видео-послание Латвии из Токио адресовал Ширара Шиокава – японский чиновник с замысловатой должностью – генеральный директор Бюро по делам пищевой промышленности Министерства сельского хозяйства, лесных угодий и рыбного промысла. Япония открыла программу поддержки импортеров на всем мировом рынке, и в Латвии, по словам господина Шиокава, его родина "известна, как страна с тысячелетней традицией чаепития".

Чайная мягкая японская сила

Чай (бесконечные дегустации с 43 разными видами японского чая, в том числе с Matcha, Gyokuro, Sencha, Bancha, и чая с коричневым рисом Hojicha проходили все четыре дня выставки) – разумеется, это лицо японской культуры. Японская электроника и потребительские товары бытового назначения в Европе уступают позиции на рынке китайским конкурентам, экспансия остается успешной в сегменте японского автопрома.

Кстати, что касается Китая. По данным Eurostat, страны рынка ЕС импортируют из КНР 19% от общего годового объема европейского импорта, в прошлом году 362 млрд евро. В свою очередь, европейские производители экспортировали в Китай продукции на сумму 198 млрд евро, и катастрофический внешнеторговый разрыв в размерах 164 миллиарда евро далеко не предел для экономики панъевропейского рынка.
Япония планирует разогреть конкуренцию с китайцами за деньги европейских потребителей. Как прозвучало с японской стороны на выставке, экспорт товаров из Японии вырос с 3,6 миллиарда евро в 2012 году до 7,2 миллиарда в прошлом году, и динамика роста здесь намного менее положительная, чем у Китая. Но Токио планирует в течение 10 ближайших лет увеличить этот объем до 40 миллиардов евро в год. В сегменте чая (где лидируют Индия, Цейлон, а также Китай и немного Турция) за последние пять лет объем его экспорта увеличился в пять раз, а общая стоимость экспорта возросла в семь раз.

За воплощение японских планов в жизнь министр Герхардс и посол Кавагучи-сан выпили чаю. Естественно, японского. Как заявила "БИЗНЕС Сегодня" депутат сейма Дана Рейзниеце-Озола, входящая в состав парламентской комиссии Латвия – Япония, она видит будущее торговых отношений между нашими странами как очень позитивное. Японский рынок интересен для европейцев новыми возможностями: например, латвийский рыбоконсервный завод в Салацгриве в больших объемах поставляет в Японию рыбные тефтели в яблочном соусе, растет спрос также на экологическую аграрную продукцию, сладости и изделия из дерева. В свою очередь, многие японские товары в разных сегментах на латвийском рынке пока малоизвестны, и национальный брендинг Японии на выставке ВТ1, начавшийся с чаепития, дал старт экономической экспансии.

Впрочем, не только японцы привлекали внимание на Кипсале. Среди национальных стендов и компаний, участвовавших в выставке на Кипсале, стоит отметить оборудование для пищепрома одной из российских компаний — ее завод в подмосковном городе Озеры делает промышленные прессы, измельчители и другие станки для средних производств. Объединенный стенд Украины представил коллекцию бакалеи, мучных и кондитерских изделий, где на общем фоне выделялась продукция заводов концерна "Рошен" экс-президента Петра Порошенко. Белорусской продукции, которая в прошлые годы собирала толпы покупателей, в этом году, к сожалению, было мало. Не до ярмарок сейчас государству, раздираемому общественными противоречиями.

l2.jpg

Эстонская маржа

Пожалуй, стоит отметить эстонские стенды, там была представлена почти вся продуктовая линейка от молочных изделий до выпечки. Эстония как экономический лидер региона становится и лидером по качеству еды и напитков, в маркетинговой креативности соседям также не откажем.
Наверное, доходы в эстонском ритейле настолько уже высокие, что жители Таллина перестали понимать ценовые реалии латвийского потребительского рынка. Конфеты "Коровка", известные со времен Советского Союза мягкие сливочные ириски, на эстонском стенде продавались по цене 50 евро за килограмм. Розничная цена этих конфет эстонского производства, как и латвийских, литовских, польских и российских конкурентов – 5-8 евро за килограмм, компания "Рошен" с заводами в Клайпеде и на Украине согласна на цену на полке чуть выше трех евро. А тут — 50!

С чего такая цена? Накидав в пакет эти драгоценные Lehmake производства завода Урмаса Веллесте в Раквере Viru Leib OU, продавец охотно объяснил секреты маркетинга и ценообразования. "Они — самые вкусные и оригинальные. Со привкусом ликера Vana Tallinn и еще немного таких, со вкусом рома, и с орехами немного, и еще вот этих и пару таких — получается, с вас 30 евро. Здесь 600 граммов! Это очень хорошая цена, свежие и самые оригинальные", — убеждал предприимчивый господин, купивший конфеты в бутике сладостей Урмаса Веллесте в Старом Таллине и пытающийся их продать на рижской Кипсале.

Наценка в малой рознице в 600% процентов, разумеется, является редкостью в продуктовом ритейле — тем более сегодня, при демпинговой конкуренции и спаде потребительских возможностей у широкого круга потребителей. Но у нас свободный рынок — продавай, почем хочешь. Правда, очереди покупателей за конфетами по 50 евро отмечено не было.

Сколько стоит "Родина"

Кроме эстонских коровок, на выставке хватало несерийных и довольно любопытных предложений. Яблочные сидры и вина из Сабиле, тыквенный дистиллят, соус из чеснока "Киплонезе", настой гриба чага с ягодой облепихой. Очень много хлеба и мучных изделий, в том числе кексы, круассаны, кирпичики из гороховой муки, льна и конопли. Латгальский селекционер Венеранда Странкале из крестьянского хозяйства "Котини" в волости Виляны на границе с Россией создала перспективные сорта продовольственной конопли "Пурини" и льна "Виляны". Эксперименты по выведению нового конопляного зерна заняли у нее 10 лет, и, по ее словам, это самое вкусное зерно.

На выставке было много оригинальных продуктов малого бизнеса, это все можно назвать стартапами коронакризиса – какие-то абсолютно новые и необычные биологические еда и напитки, которые посетители приобретали скорее из удивления.

Ваш автор также составил свой топ личных мелких выставочных покупок. Без конфет из Эстонии, разумеется. В топе — редкое оливковое масло холодного отжима греческого бренда Kalamata (горькое, не такое, как все, 11 евро), яблочный самогон из Латгалии (10 евро за 0,5 литра, кальвадос из Нормандии смело отдыхает) и мед из этого же региона (6 евро — 500 граммов, сбор этого лета из разноцветья). Плюс сувенирный литовский медовый малиново-лимонный мусс в баночке слоями в форм-факторе флага Латвии (на упаковке литовцы написали на латышском слово "Родина". Сладкая "Родина" весит 200 граммов, стоит 6 евро — хороши подарок латышской диаспоре, покинувшей родину).
Данные товары не присутствуют в латвийском масс-ритейле и, по сути, являются нишевыми. Что-то из этих товаров может дорасти до сетей ритейла, но многие малые производители продают свою продукцию онлайн в группах в социальных сетях и не планируют поставлять ее в магазины.

Андрей ТАТАРЧУК

Подробно на BALTIJAS BALSS


К списку новостей

АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
ПОКАЗАТЬ ВСЕ


Вернуться назад